Средневековый смех и его словесно-речевые формы

Научная книга Михаил Бахтин: Он развил теорию универсальной народной смеховой культуры в своей работе"Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения". Также он стал автором ряда других понятий — полифонизм, хронотоп, карнавализация, мениппея, без которых немыслима современная теория литературы. Заслуга Бахтина в том, что он открыл другой, наиболее близкий мировоззрению Рабле, культурный код, с помощью которого можно, наконец, расшифровать это произведение. Таким образом, Бахтин написал книгу, во-первых, о произведениях Франсуа Рабле, а во-вторых, о народном творчестве эпохи Возрождения и фольклорном искусстве Европы. Эта монография стала единственной на то время попыткой вписать Рабле в культурный контекст его эпохи, посмотреть на его творчество сквозь призму мировоззрения людей прошедших веков. Чтобы понять народную культуру шестнадцатого века, в первую очередь нужно выяснить, что такое карнавал. Настоящий карнавал никогда не был таким, каким мы его видели в художественных фильмах. Кроме того, все церковные и сельскохозяйственные праздники имели свою народно-площадную смеховую сторону.

Тема: История карнавалов

У Рабле брат Жан — воплощение могучей травестирующей и обновляющей силы низового демократического клира[49]. Вообще в романе Рабле можно найти достаточно богатый материал переряженных священных текстов и изречений, рассеянных повсюду. В переводе это значит:

Карнавальный смех – амбивалентный смех, он «хоронит и Смех и слезы Юродивый – фигура культа, а культ начинается со страха всю жизнь провел в сле- Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры.

Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков и праздник осла, существовал особый, освященныйтрадицией вольный пасхальный смех. Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону.

Таковы, например, так называемые храмовые праздники, обычно сопровождаемые ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений с участием великанов, карликов и т. Древние карнавальные праздники содержат в качестве стержневых,базовых элементы, получившие в науке название"смеховых". Речь идет об"антиповедении", когда переворачивалась социальная структура общества, все нормы и приличия, все делалось не так, наоборот, не по порядку.

При этом совершенно не обязательно, чтобы в традиционном обществе эти"смеховые" элементы воспринимались как смешные. Карнавальная атмосфера господствовала и в дни постановок мистерий и соте. Царилаона также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда, проходивший и в городах. Смех сопровождал обычно и гражданские и бытовые церемониалы и обряды: Бытовые пирушки не обходилисьбез элементов смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей для смеха.

Для смеховой культуры средневековья характерны такие фигуры, как шуты и дураки. Они были постоянными, закрепленными в обычной жизни, носителями карнавального начала , всегда и повсюду, где бы они ни появлялись.

Бахтиным, - самое серьёзное достижение отечественного литературоведения по данному вопросу. Не следует считать, однако, что Бахтин - единственный, кто занимался проблемой народной смеховой культуры. Одновременно и на том же материале, что и Бахтин, работал Л. Учёные были связаны личным знакомством и общением. Параллельно с трудами Бахтина и Пинского по западноевропейской карнавализованной литературе шла работа над русской праздничной культурой.

Продуцирующим характером Пропп объясняет и массовый разгул, сопровождающий большинство аграрных праздников.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Народный смех и его формы – это, как мы уже сказали, наименее единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры . Образы романтического гротеска бывают выражением страха перед миром.

Рабле в истории смеха Написать историю смеха было бы чрезвычайно интересно. Герцен Четырехвековая история понимания, влияния и интерпретации Рабле весьма поучительна: Современники Рабле да и почти весь век , жившие в кругу тех же народных, литературных и общеидеологических традиций, в тех же условиях и событиях эпохи, как-то понимали нашего автора и сумели его оценить. О высокой оценке Рабле свидетельствуют как дошедшие до нас отзывы современников и ближайших потомков[18], так и частые переиздания его книг в и первой трети веков.

При этом Рабле высоко ценили не только в кругах гуманистов, при дворе и в верхах городской буржуазии, но и в широких народных массах. Приведу интересный отзыв младшего современника Рабле, замечательного историка и писателя Этьена Пакье. В одном письме к Ронсару он пишет: О том, что Рабле был понятен и близок современникам, ярче всего свидетельствуют многочисленные и глубокие следы его влияния и целый ряд подражаний ему.

Литература века была даже как бы завершена под знаком Рабле: Эти два произведения, завершающие собою век, отмечены печатью существенного влияния Рабле; образы в них, несмотря на их разнородность, живут почти раблезианской гротескной жизнью. Кроме названных нами больших писателей века, сумевших претворить влияние Рабле и сохранить свою самостоятельность, мы находим многочисленнейших мелких подражателей Рабле, не оставивших самостоятельного следа в литературе эпохи.

Карнавальная культура средневековья

Более того, материальный субстрат образа тенденция подчиняет отрицательному моменту: . , 10 , есть такие строки: Откуда ты выкопал, Гермес, этого киника?

И основное средство этой трансформации — карнавальный смех, направленный в известной степени способствует изживанию страха перед санкциями. смех являлся частью нормативной системы средневекового общества.

Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. По мнению Бахтина, не только Рабле, но и Дж. Сервантес оказались подвластны обаянию жизнеутверждающей и светлой атмосферы, свойственной К. Карнавальная культура обладала хорошо разработанной системой обрядово-зрелищных и жанровых форм, а также весьма глубокой жизненной философией, основными чертами которой Бахтин считал универсальность, амбивалентность то есть — в данном случае — восприятие бытия в постоянном изменении, вечном движении от смерти к рождению, от старого к новому, от отрицания к утверждению , неофициальность, утопизм, бесстрашие.

В ряду обрядово-зрелищных форм народной средневековой культуры Бахтин называл празднества карнавального типа и сопровождающие их а также и обычные гражданские церемониалы и обряды смеховые действа: Народная культура воплощалась также в различных словесных смеховых произведениях на латинском и на народных языках. Веселая вольница карнавального празднества порождала разнообразные формы и жанры неофициальной, а чаще всего и непристойной фамильярно-площадной речи, в значительной мере состоящей из ругательств, клятв и божбы.

Смеховая народная культура, будучи древней, архаичной по своим истокам, тем не менее предвосхитила некоторые фундаментальные философские концепты, которые специфичны для Нового времени. Именно поэтому понять Рабле и вообще ренессансную литературу невозможно без учета их связи с народной смеховой культурой. Эта свобода была легализована: В гротескной образности К.

М. М. Бахтин творчество франсуа рабле и народная культура средневековья и ренессанса

Помощь в написании работы, которую точно примут! Введение В настоящей работе рассмотрены некоторые явления культурного пространства, которые, хотя непосредственно и не связанны с карнавальным действием, тем не менее, могут быть подвержены корректному анализу в системе понятий теории карнавализации Бахтина М. Речь идет о творчестве Владимира Высоцкого и Даниила Хармса, о процедуре декарнавализации, о карнавальных и игровых формах коммуникации в Интернет-среде, о карнавальных моделях социальных групп.

В первой части работы достаточно подробно представлена история возникновения карнавалов и маскарадов, их содержание и эволюция в различные исторические периоды развития культур католической Европы и православной России. Много внимание уделено теме смеховой культуры, исследованием которой в поисках ее смысла, мировоззренческой и эстетической сущности занимались такие ученые, Бахтин, Лотман, Лихачев. Если некоторые проблемы в большей степени представляют академический научный интерес, то изучение карнавальной условности и свободы импровизации, разворачивающейся в виртуальном пространстве, и придающей особую притягательность сетевому общению, свободному от социальных рамок и условностей, актуально необходимо для понимания современного человека.

проблему народной смеховой культуры средневековья и Возрождения, определить ее . карнавального смеха во всех мировой литературе». Кроме . романтизма, как опять же мотив утаивания и страха, который контрастирует.

Рыцарская и карнавальная культура средневекового общества. Образ рыцаря в мировой истории и культуре один из самых долгоживущих. Даже современный человек с наслаждением следит за приключениями рыцарей Круглого стола и трагической судьбой Тристана и Изольды. Однако реальный образ рыцаря средневековья далеко отстоит не только от современных версий массовой культуры, но и от образа благородного рыцаря созданного романтиками в веке. Рыцарская культура — важнейшая составляющая средневековой традиции, но складывается она далеко не сразу.

Раннее средневековье еще не знает рыцарского сословия как целостного образования со своей структурой и мировоззренческой основой. Безусловным является только то, что это хорошо вооруженный всадник, способный к боевым действиям. Так постепенно складывалась система вертикальных связей между сюзереном и его вассалами, и, одновременно, формировалась система ленов земельной собственности. Рыцарская культура представляет собой сложное переплетение светских и религиозных компонентов.

Истинный рыцарь, прежде всего — правоверный христианин, однако жизнь его проходит не в молитве и благочестивых деяниях, а на полях сражений. Это порождает сложные антиномии, лежащие в основе мировоззрения рыцарства.

Карнавалы эпохи Средневековья

Рефераты Карнавалы эпохи Средневековья Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков и праздник осла, существовал особый, освященный традицией вольный пасхальный смех.

Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону.

Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса". Карнавальная атмосфера господствовала и на таких . Бахтин пишет, что сам же по себе смех является средством преодоления страха.

А между тем Рабле принадлежит одно из самых первых мест в ряду великих создателей европейских литератур. Белинский называл Рабле гениальным,"Вольтером века", а его роман - одним из лучших романов прежнего времени. Западные литературоведы и писатели обычно ставят Рабле - по его художественно-идеологической силе и по его историческому значению - непосредственно после Шекспира или даже рядом с ним. Французские романтики, особенно Шатобриан и Гюго, относили его к небольшому числу величайших"гениев человечества" всех времен и народов.

Его считали и считают не только великим писателем в обычном смысле, но и мудрецом и пророком. Вот очень показательное суждение о Рабле историка Мишле: Но, преломляясь через это шутовство, раскрывается во всем своем величии гений века и его пророческая сила. Всюду, где он еще не находит, он предвидит, он обещает, он направляет.

Михаил Бахтин: смеховая культура

А между тем Рабле принадлежит одно из самых первых мест в ряду великих создателей европейских литератур. Белинский называл Рабле гениальным,"Вольтером века", а его роман - одним из лучших романов прежнего времени. Западные литературоведы и писатели обычно ставят Рабле - по его художественно-идеологической силе и по его историческому значению непосредственно после Шекспира или даже рядом с ним. Французские романтики, особенно Шатобриан и Гюго, относили его к небольшому числу величайших"гениев человечества" всех времен и народов.

Связь со смеховой культурой средневековья. Карнавальная культура — тип народной смеховой культуры, преодолевающий смехом человеческий страх перед смертью и психологическое переживание одиночества. Человек в.

Карнавал и маскарад как типы культуры Глава 2. Современные карнавалы в странах мира Заключение Список литературы Введение Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь Диониса — дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями комос с пением, музыкой, плясками, украшались нарядно убранными, установками. На нем, как правило, располагалась костюмированная группа. В архаических культурах на покойников одевали маски, чтобы когда он встретиться во время пути в загробный мир с духами они не смогли бы причинить ему вреда.

Этот ритуал культивировался и в более поздний период. В средневековой Европе карнавал как театрализованное шествие с играми, инсценировками, забавами и фейерверками, маскированием участников праздника прочно вошел в праздничную культуру романских народов и наиболее точно и наиболее точно проявил свою сущность во время проводов зимы — весеннего народного праздника.

Особое внимание уделялось искусству декоративного костюмирования.

История развития карнавала и маскарада

О теории народно-смеховой культуры М. Бахтина Кто полностью отрекся от Бога — и словом, и сердцем, — тот не способен в жизни сделать ничего, что бы не служило его полному разрушению, телесному и душевному. Потому не спеши искать палача для безбожника. Безбожник нашел палача в самом себе, причем наиболее беспощадного, какого только может дать весь этот мир. Святитель Николай Сербский Отаинственной природе смеха рассуждали многие мыслители, пытаясь уловить его сущность, но, кажется, сделать это невозможно:

Михаил Бахтин: Карнавальный смех, во-первых, всенароден Серьезность в классовой культуре официальна, авторитарна, сочетается с Мы сказали, что средневековый смех побеждал страх перед тем, что.

Культура и искусство Реферат: Само время — век, полный войн, народных волнений и бесчеловечных расправ, — объясняет развитие такого противоречивого жанра, как миракль. С одной стороны, крестьянские массы брались за топоры, восставали, с другой — подчинялись тяжелой жизни. Отсюда и элементы критики, и религиозное чувство в мираклях.

История развития карнавала и маскарада Повсюду чествуются карлики, великаны, гигантские чрева и носы, жующие рты и выпученные от эмоций глаза. Поедание, пожирание и проглатывание, частое в кукольных сценах и масках, также имеет древнейший дохристианский смысл.

Полный выпуск Лиги Смеха 2017 -"Профессионалы", третья игра третьего сезона