Стыд, страх и вина

В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом , которому сознаются в совершенных поступках. Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации , производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы. Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей"культурой стыда" в отличии от европейской"культуры вины". В отличии от европейца, которого тяготит вина , японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут.

4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля

Культура стыда и культура вины В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом , которому сознаются в совершенных поступках. Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации , производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы.

Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей"культурой стыда" в отличии от европейской"культуры вины". В отличии от европейца, которого тяготит вина , японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут.

Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо Согласно Платону, стыд есть «страх дурной молвы», подобное . Вина и позор в контексте становления современных европейских Гергилов Р. Е. Культурные детерминанты стыда // Обсерватория культуры. —

Творческий подход к жизни Лоуэн Александр Глава 9. Их эмоциональная жизнь чрезвычайно запутана и полна конфликтов. В таком состоянии творческий подход к жизни вряд ли возможен, фактически, подобная склонность к депрессии свидетельствует о внутреннем принятии собственного поражения. Как возникает чувство вины? Вина не является подлинной эмоцией, происходящей из переживания удовольствия или боли. Она не имеет основы в биологических процессах тела. Кроме как у человека, в животном мире она не встречается.

Следовательно, мы можем предположить, что вина представляет собой продукт культуры и свойственных ей ценностей. Эти ценности воплощены в моральных принципах и нормах поведения, которые, будучи внушены каждому ребенку его родителями, становятся частью структуры эго ребенка. К примеру, большинство детей учат тому, что лгать нехорошо. Если они, приняв этот принцип, когда-нибудь солгут, то будут чувствовать себя виноватыми. Если они воспротивятся такому воспитанию, то это введет их в конфликт с родителями, что также может привести к возникновению чувства вины.

Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины.

Контроль отрицательных эмоций: стыд, вина. Стыд — это, по большому счету, страх быть отвергнутым, — полная противоположность .. сочувствия близкие люди не могут помочь, потому что культуры проживания подобных.

Остановимся на феномене стыда. Многие авторы рассматривают стыд как страх перед порицанием извне. Стыд выступает как переживание своего несоответствия моральным требованиям перед лицом Других. Маркса, стыд — это гнев, обращенный внутрь. Когда человеку стыдно перед людьми за себя или за своих близких, его не спасает от страданий ни богатство, ни высокое положение.

Он чувствует за спиной осуждающие взгляды, слышит смешки, в любом шепоте ему мерещится обсуждение его падения, и жизнь поистине превращается в ад. Ему может быть стыдно перед собой, а это чувство — не что иное, как спроецированный внутрь нашей души взгляд Других. Он может пренебречь стыдящимся и оставить его в одиночестве.

Стыдящийся чувствует себя объектом оценки, его собственные субъективные силы и потенции скованы стыдом, парализованы им. Они не так сильно объективируют нас, не так сурово и беспощадно укоряют, оттого и стыдиться их приходится меньше.

Чувство вины и стыда - интроекты психики

Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия.

Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм см.

По мнению авторов, наличие способности к переживанию вины и стыда выступает Представители старшей возрастной группы испытывают страх быть Стеклянникова, С.В. Моральные регулятивы культуры: совесть, стыд, .

Регулятивная функция культуры Во второй половине века ни у кого не вызывает сомнения, что основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура, даже если учитывать многозначность этого понятия. Но культура не только многоаспектна, но и многофункциональна. Мы не случайно сделали оговорку о разной мере регуляции поведения культурой: Кроме того, как совершенно справедливо отмечает Ю.

Иными словами, оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь поведение, которое А. Асмо-ов называет социотипическим поведением личности. Что же это за типовые программы культуры, являющиеся регуляторами человеческого поведения? А в качестве обычаев — устойчивые формы или стереотипы поведения. Нам представляется правомерной также точка зрения О.

Возникновение и развитие этнопсихологии

Стефаненко Татьяна Гавриловна 4. Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм.

Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх, как отмечает Ю.

С точки зрения теории психоанализа, чувства вины и стыда являются чувство стыда через призму страха человека, возникающего у него в результате . Она рассматривала роль культурных факторов в формировании чувства.

Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм[Лотман, ]. Рассматривая эти регуляторы человеческого поведения в качестве стержневого измерения культур, Р. В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих.

У японца чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью апелляции к общественному мнению, высмеивания[96] и бойкота: Тебя будут ругать" — набор аргументов, с помощью которых мать взывает к сознанию непослушного ребенка. Японская мать неспроста пугает шалуна: Она грозит ребенку отлучением от семьи — первой общины, по законам которой приучается[с. Подобные методы воспитания характерны и для японской школы: Итак, самыми страшными наказаниями для японского ребенка являются бойкот и отлучение от общности.

И взрослые в культурах с высокой значимостью стыда как регулятора поведения больше боятся изгнания из общности, чем насилия. Из школьной программы по истории Древней Греции мы помним, как четко была разработана в греческих городах-государствах процедура остракизма — отправления в изгнание лиц, по закону невиновных, но опасных своим влиянием, и как часто она использовалась. В культурах, регулируемых прежде всего стыдом, наказание за незначительные проступки нередко сводилось к публичному увещанию.

Быстрая помощь студентам

Социологическое понимание стыда, понятие и характеристика культуры стыда. Содержание поступков, вызывающих чувство С. Соловьев"Оправдание труда" впервые указал, что С. С точки зрения эволюционной можно считать установленным факт постепенного совершенствования идеи С. Стремление избежать чувства стыда можно назвать стыдливостью. Стыд является регулятором и ограничителем человеческой деятельности, позволяющий соблюдать правила общественного и личного поведения.

В определениях смысла в словах «стыд» и «вина» Тогда, прожигая кислотные дыры страха, что не такая одежда, не такая.

С точки зрения теории психоанализа, чувства вины и стыда являются базовыми аффектами при невротических расстройствах. Работа содержит обзор существующих концепций психических механизмов, объясняющих происхождение чувств вины и стыда. Однако такой подход принят не только в психоанализе. Работа посвящена описанию различных теоретических подходов к пониманию чувств вины и стыда, различных вариантов нормы и патологии.

Кроме классической теории 3. Фрейда, в данной работе использованы труды аналитиков американской и французской школы, юнгианских аналитиков, а также современные исследования. Вина и стыд являются частью социального бытия человека.

Культура вины и стыда как социологические категории

Общался себе на форумах. Зашел, значит, и рассказал о вспышках своего темперамента. Думает, рядом одноквадренники, дуалы, они поймут. А может быть еще и пригодится кому его рассказ. Но…как во всякой сказке, без проблем не бывает.

Базовая форма стыда – это тревога младенца, вызванная незнакомцем. . а стремление к этому состоянию характерно для японской культуры. .. Часто защита от чувства вины более мотивирована страхом стыда за эту вину.

Культура вины и культура стыда национальные особенности и практическое применение Представители всех культур способны одинаково идентифицировать конкретные эмоции — гнев, радость, страх, удивление, горе, отвращение. Мы не обучаем друг друга базовым эмоциям, они врожденные, но можем научиться связывать определенное поведение и восприятие с определенными эмоциями и научиться распознавать объект ненависти или любви, говорить с другими о том, что мы чувствуем.

Уже сам факт, что разговор об эмоциях возможен, предполагает, что они имеют общечеловеческие корни. Внешнее проявление эмоций существенным образом влияет на социальный климат. По этой причине во многих культурах были выработаны особые правила поведения на публике, регламентирующие эмоциональные реакции индивидов. Например, нормой американской городской культуры является улыбка. К сожалению, в России нормально находиться в публичных местах с угрюмым выражением лица и даже с гримасой раздражения, что не способствует созданию благоприятного климата в обществе.

Нравственные нормы системы представлений о правильном и неправильном поведении, поощряющая одни действия и запрещающая другие действуют во всех человеческих обществах, и в каждом обществе имеются мощные механизмы социального контроля за соблюдением принятых норм. Антропологи уже в середине в. Бенедикт продемонстрировала принципиальные различия в нравственных установках западных и восточных культур, назвав первые культурами вины, а вторые — культурами стыда.

Ребенка с детства приучают соотносить свои действия с реакцией окружающих. Японские родители с раннего детства прививают ребенку чувство стыда, апеллируя к общественному мнению, высмеивая нарушение нравственных норм.

Вина и стыд как механизмы, социального контроля

Культурная вариативность регуляторов социального поведения Стефаненко Т. Регулятивная функция культуры Во второй половине века ни у кого не вызывает сомнения, что основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура, даже если учитывать многозначность этого понятия. Но культура не только многоаспектна, но и многофункциональна. Мы не случайно сделали оговорку о разной мере регуляции поведения культурой: Кроме того, как совершенно справедливо отмечает Ю.

Отрывок из книги историка Галины Зелениной о культурах вины и стыда, религиозных и социальных нормах «новых христиан» и.

Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины.

Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм. Рассматривая эти регуляторы человеческого поведения в качестве стержневого измерения культур, Р.

В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих. У японца чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью апелляции к общественному мнению, высмеивания[9] и бойкота: Японская мать неспроста пугает шалуна: Она грозит ребенку отлучением от семьи — первой общины, по законам которой приучается он жить.

Подобные методы воспитания характерны и для японской школы: Итак, самым страшным наказанием для японского ребенка является бойкот и отлучение от общности. И взрослые в культурах с высокой значимостью стыда как регулятора поведения больше боятся изгнания из общности, чем насилия. Из школьной программы по истории Древней Греции мы помним, как четко была разработана в греческих городах-государствах процедура остракизма — отправления в изгнание лиц, по закону невиновных, но опасных своим влиянием, — и как часто она использовалась.

Этнопсихология

Стадия 3-ориентация на мнение значимых других, конформность Стадия 4 - ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка Стадия 5А - утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора Стадия 5В - ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 - ориентация на универсальный этический принцип? Связь стадий морального развития, по Колбергу, и стадий умственного развития, по Пиаже, наглядно представлена в таблице.

Эмпирическая проверка теории Колберга, осуществлявшаяся в США, Англии, Канаде, Мексике и в других странах, состояла в том, что испытуемым разного возраста предлагалась серия гипотетических моральных ситуаций разной степени сложности Ответы оценивались не столько на основе того, как испытуемый разрешает спорный вопрос, сколько по характеру его аргументов, многосторонности рассуждений и т.

Оценки сопоставлялись с хронологическим возрастом и интеллектом испытуемых.

Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх – тревога.

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

Стыд, Вина, Страх. О воспитании себя и ребенка.